🛑 Что умели делать дети в крестьянских семьях?
УМЕЛ ДИТЯ РОДИТЬ, УМЕЙ И НАУЧИТЬ!
Обучение детей крестьянской работе проходило по хорошо продуманной, отработанной многими поколениями системе. Детей приучали к труду с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Это диктовалось представлением о том, что если ребенка «с измалолетства» не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Человек, по мнению русских крестьян, может хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.
Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно. При этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их отрочества.
Русская пословица говорит: «Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе». Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом прожитых ребенком лет. Крестьяне хорошо понимали, что ребенок должен работать в меру своих сил и возможностей и что ему надо давать, как они говорили, «каждой трудности по разу». В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности.
В русской деревне работа распределялась также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям не приходилось напоминать о них ребенку.
🏡 Первой обязанностью семи-восьмилетней девочки было нянчить младших братьев и сестер. В некоторых деревнях применительно к этому возрасту вместо термина «ярица» употреблялся термин «пестунья», «нянюшка». Она нянчила малыша дома, качая его в люльке и напевая колыбельные песни, присматривала за ним на улице в летнюю пору, играла с ним, таскала его за собой, отправляясь на купанье, везла в тележке по лесной дороге к матери, с утра жавшей в поле, чтобы она его покормила.
🏡 Вид восьмилетней пестуньи, несущей на руках грудного младенца, с трехлетком, бегущим рядом, держащимся за сарафан сестрички, был типичен для русской деревни. В этом возрасте девочка должна была выполнять также мелкую работу по дому и хозяйству: подметать ежедневно пол, носить к печке дрова, присматривать за курами и гусями, приглядывать за пасущимися неподалеку от дома без пастуха овцами или телятами. Девочка должна была загонять в хлев или на двор корову, возвращавшуюся вечером с пастбища. Матери приучали своих восьмилетних дочек шить и прясть.
🏡 Девочка десяти-одиннадцати лет начинала участвовать в полевых работах: вязала снопы за матерью-жницей, собирала оставшиеся на поле колоски. Кроме того, в этом возрасте она уже умела хорошо прясть и шить, приучалась ткать, ухаживать за коновой и помогать матери в приготовлении еды для всей семьи.
🌾 В двенадцать-тринадцать лет она умела жать, шевелить сено на сенокосе, собирать мякину при молотьбе, полоть грядки, доить коров, стряпать, стирать на речке, вышивать. К пятнадцати годам приобретала все знания, необходимые крестьянской женщине, будущей хозяйке дома. Многие представители русской интеллигенции, наблюдавшие жизнь простых деревенских людей в XIX веке, отмечали эту раннюю, с их точки зрения, готовность девочек к выполнению обязанностей взрослых женщин. Н. М. Григоровский – внимательный свидетель жизни сибирской деревни – писал в 1879 году: «В 15 лет девушка входит во все хозяйство и домашнюю работу. Она уже умеет отлично плавать на маленькой лодке, умеет жать, косить, метать сено, подчас боронить и даже неводить рыбу; умеет, конечно, подоить и коров, прясть, может сшить рубашку, платье, связать чулки; выучивается разными травами красить белую пряденую шерсть, умеет найти эти травы, а иногда и соткать из этой пряжи для себя юбку с разными цветными клетками, и даже имеет кухмистерские познания» Григоровский Н. М. Крестьяне-старожилы Нарымского края // За-иски Западно-Сибирского отделения ИРГО. Кн. 1. С. 18..
🛑 Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. Мужская работа зачастую была сложнее женской и требовала большего физического напряжения. Обучение мальчиков заканчивалось обычно к семнадцати-восемнадцати годам.
🏡 Привлечение к работе недорослей также начиналось в семь-восемь лет со знакомства с лошадью. Мальчик приучался ездить верхом, управлять лошадью, гонять ее на водопой. Летом они обычно отвозили родителям обед на поле, управляя лошадью, запряженной в телегу. Кроме того, отцы начинали приучать своих семи-восьмилетних сыновей к ремеслу. Обучение начиналось с просьбы подержать инструмент, подать гвозди, принести бересту и т. п. В воспоминаниях одного из ученых XIX в., уроженца алтайской деревни, имеется очень убедительное описание той помощи, которую мог оказать мальчик своему отцу – мастеру-саннику: «Когда мне было около семи лет, я начал по-детски помогать отцу в его работе, делал зарубки а доске для заднего украшения саней и заячьей лапой мазал ворванью по дереву, чтобы придать ему желтоватый оттенок» Миненко Н. А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII – первая половина XIX в. М. 1991 С. 111.
🏡 В девять-десять лет подросток хорошо управлял лошадью: мог ее запрячь, распрячь, умел править ею как взрослый мужчина. Отец доверял ему пасти лошадей в ночную пору вместе с другими деревенскими подростками. В эти же годы подростки помогали отцу в полевых работах. Он вместе с отцом возил на поля навоз и разбрасывал его по пашне, участвовал в бороновании поля, управляя лошадью, сгребал вместе со взрослыми сено, подавал снопы на овин, иногда молотил рожь или пшеницу специально изготовленным по его росту цепом. В местностях, где мужчины были заняты в лесных промыслах, в охотничьем или рыболовном, мальчики снабжали мужчин, занимающихся промыслом далеко от деревни, всеми необходимыми припасами. Кроме того, они сами участвовали, объединяясь в небольшие артели, в ловле рыбы на дальних речках, в охоте на сусликов, колонков, кротов. Зимой мальчики ездили с отцом в лес за дровами, помогали их пилить, кололи, складывали в поленицы, плели лапти, сидя в теплой избе на мужском месте у двери.
🏡 В тринадцать лет мальчик приучался к пахоте. Отец оставлял ему небольшой участок земли, давал соху или плуг, а потом проверял качество работы, спокойно и внятно объясняя, почему его пахота не так хороша, как пахота взрослого мужчины. В это же время мальчик впервые брал в руки косу. Ему позволялось косить около дома, по задворкам деревни для заготовки одноразового корма скоту. Работать на хороших лугах вместе со взрослыми мужчинами он получал возможность только в семнадцать лет, когда «входил в силу». Косьба была работой, требующей большой физической силы, выносливости и ловкости, то есть качеств, которыми не мог обладать тринадцатилетний подросток.
🏡 Шестнадцати-семнадцатилетний подросток приобретал навык почти во всех мужских крестьянских работах, за исключением сева. Сев, как самая трудная и ответственная работа, усваивался обычно в восемнадцать лет. Параллельно с этим шло и обучение мальчиков ремеслу. Оно проходило обычно в зимнее время в течение двух – трех лет на дому у мастера.
🛑 Приучение подростков к труду в русской деревне проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, бабушки или дедушки, старших сестер или братьев. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, высказывали желание заняться нужным, для семьи делом. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В то же время они считали необходимым, чтобы подросток «тешил свое достоинство», то есть получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье. О серьезном отношении крестьян к труду и заработкам своих детей говорит рассказ известного этнографа Г. Н. Потанина, долго жившего в алтайском селе, мужское население которого было занято охотой на пушного зверя. Этнограф ярко передал поразившее его уважительное отношение матери к десятилетнему ребенку, впервые принесшему в дом охотничью добычу: «Сын был в восхищении от первой шкурки колонка; он целый вечер, лежа на полатях, советовался с матерью, которая пряла на лавке, что купить на колонка. – Мам! Я куплю горшок! – На что его? – А ты утром говорила: «Горшков много, а целого ни одного не?». – Горшков и без того много. – Нет, я куплю. – Ну да уж купи. – Или купить тебе платок? – Чего и говорить, купил парень-то платок за колонка! – Так что же купить, мама? Постой-ко, Серко наш ходит без ошейника. – Еще чего лучше? – Такого рода разговор продолжался до самого ужина, и матери было нисколько не скучно вести его. Кончилось тем, что на другой день пришел в избу вязниковец и выменял колонка на подносик» Миненко Н. А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII – первая половина XIX в. С. 112-113..
Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, радуясь похвале в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет – что он «только и может гонять бабки».
Участие детей в труде делало многих из них не по возрасту серьезными и деловитыми. Мальчик четырнадцати лет мог вести со знанием дела разговор о хозяйстве, видах на урожай и приплод скота, об аренде земли. Девочки рано вникали во взрослую жизнь деревни, знали о всех деревенских событиях...
✍️ Из книги И.И.Шангиной "Русские дети и их игры"
Художник Маковский Владимир Егорович.